(мовою оригіналу)
Возьмите любую статью или книгу, в которой описаны породы пчел, внимательно почитайте и еще более внимательно прислушайтесь к своим ощущениям и мыслям… Лично у меня, про какую породу бы ни читал, раньше почти всегда возникало одно и то же желание – ХОЧУ и ПОБОЛЬШЕ! Ну, а как не хотеть, если кавказянка – уникальная, среднерусская – рекордистка, а бекфаст – вершина творения и победа человеческого гения…
Иногда создается впечатление, что описания пород взяты из рекламных проспектов различных пчелопитомников. Непонятно почему, но о недостатках и сложностях содержания этих пород если и упоминается, то вскользь, обтекаемо («при определенных условиях роение относительно умеренное» – понимай как хочешь) или, на худой конец, как нечто незначительное и легко устранимое. Я неправ? Тогда небольшой тест: я обобщаю и пересказываю прочитанное и услышанное об итальянке, а вы представляете ее на своей пасеке.
Но для начала чуточку истории
История итальянской пчелы хорошо известна. Начало триумфального шествия по миру началось в 1853 году, когда Я.Дзержон вывез итальянок из итальянской провинции Лигурии в Польшу, в окрестности города Карловицы. Там он организовал пчелоразведенческую пасеку и со всей тщательностью и щепетильностью свойственной исследователям ХІХ века стал заниматься изучением, селекцией и разведением этой пчелы. Уже в 1859 г. он сообщал, что более 300 маток пчел итальянской породы он разослал по всей Германии, в Швецию, Данию, Швейцарию, Россию, Австрию, Бразилию, Чехословакию, США и другие страны. А за период деятельности пчелопитомника (который на пике своей деятельности насчитывал 12 пасек) было экспортировано 5730 маток. По тем временам это было колоссальным успехом.
На рубеже ХІХ-ХХ веков инициативу по выведению породы перехватили итальянские пчеловоды, которые все нарастающими темпами слали своих пчел во все концы земного шара. В том числе – в Российскую империю. Мировая периодика пестрела восторженными откликами о достоинствах этой породы.
Во многих странах итальянка полностью вытеснила аборигенных пчел. Европейские переселенцы, отправляясь осваивать новые земли, неизменно брали с собой итальянку, так как считалось, что она более других способна приспосабливаться под климатические особенности различных регионов. Постепенно эта пчела стала уверенно доминировать в Европе, Южной и Северной Америке, Азии, Африке, Австралии, Новой Зеландии, на островах Тихого и Атлантического океанов, в Японии, Китае и Индии.
Все это привело к тому, что итальянка сегодня самая популярная и широко используемая порода пчел в мире. Факт, красноречиво свидетельствующий сам за себя: ведь посредственная пчела не смогла бы добиться столь триумфального признания.
Какие же качества помогли добиться итальянской пчеле столь высокой популярности?
Прежде всего – исключительная плодовитость, отсюда и сила семей. Матки итальянской породы способны откладывать 2500-3000 яиц ежедневно. Причем делают это с удивительной аккуратностью: засев от бруска до бруска, практически без пропусков, рамка за рамкой. Увидев такое чудо в количестве 15 дадановских рамок, наш пасечник, судорожно глотая слюну, долго не может прийти в себя. Поэтому одно из главных наставлений приобретающим эту пчелу звучит так – позаботьтесь об ульях больших объемов. 6 рутовских корпусов будет, пожалуй, самый раз, а владельцам 24 рамочных лежаков придется задуматься о сооружении магазинной надставки, при этом навсегда забыть о таком понятии, как «маткапомощница».
Пчелы деловиты, энергичны, предприимчивы, хорошо используют практические любые типы взятков, но, учитывая, что семьи быстро набирают и сохраняют силу в течение всего сезона, надо обязательно иметь хорошую медоносную базу, и желательна кочевка – именно в таких условиях итальянка способна полностью раскрыть свой потенциал.
Характерная деталь – скорость развития семьи мало зависит от внешних погодных факторов и наличия медоносов. Даже во время похолоданий, дождливых дней, матка практически не сокращает скорость яйцекладки – были бы запасы корма.
Пчелы мало ройливы – приверженцы итальянок рассказывают, что даже будучи сильно стесненными объемами жилища, они не спешат переходить в роевое состояние. Если же жизненное пространство обеспечено с запасом, выход роя – редкое явление. Кроме того, семью легко вывести из предроевого бездельничанья путем резкого расширения гнезда и обеспечения взятком. Итальянки очень чистоплотны. Частично с этим связана и устойчивость к большинству болезней, особенно к акарапидозу и гнильцам.
Пчела исключительно миролюбива, не уступает, а то и превосходит по этому признаку известных «пацифисток» – карпаток и кавказянок.
Если в расплодном гнезде достаточно места, матка-итальянка редко переходит в верхние корпуса и магазинные надставки, пчелы же охотно складывают туда мед. Пчелы охотно, быстро и качественно отстраивают соты. Не терпят восковую моль и эффективно противостоят ей. Общепризнано, итальянки – лучшие в мире воспитательницы – принимают и воспитывают много личинок. Именно поэтому их так ценят хозяйства, специализирующиеся на сборе маточного молочка.
Так как семьи быстро стартуют и набирают силу, то они идеально подходит для пакетного пчеловодства. Итальянки не падки на падь – не берут ее вовсе, или только в крайнем случае и небольших количествах, если, например, в природе начисто отсутствует цветочный нектар. Несмотря на то, что пчелы склонны к воровству (которое классик российского пчеловодства Северянин охарактеризовал так: «воруют – лучше желать нельзя»), свои гнезда от гостей с дурными намерениями защищают хорошо.
И, наконец, итальянская пчела просто красива! И хотя сегодня селекционеры вывели массу линий, часть из которых утратили свою внешнюю необычность, но все же большинство сохранило свою удивительную, даже не желтизну и не оранжевость, даже, а скорее золотистость! Вот, например, как об этой породе написал знаменитый Шимановский: «Если мы разводим цветы из мотивов эстетики, то разведение итальянской, особенно «золотой» пчелы дает очень большое удовлетворение чувству красоты. Трудно представить себе более привлекательное зрелище, чем сильный лёт желтых итальянок, освещенных ярким солнцем и имеющих вид существ, сделанных из чистого золота».
Вот так – эффективно и красиво работать с этой золотой пчелой!
Итак, тест, о котором я объявил вначале, подошел к концу. Подведем итоги…
Если по окончании цитирования Шимановского вы вдруг все поняли о причинах своих неудач, несоответствии книжных истин с вашей практической реальностью и даже эстетической неудовлетворенности от работы на пасеке и, наконец-то, окончательно определились с породой – вы новичок и романтик в пчеловодческом деле.
Если все прочитанное до этого момента вы охарактеризуете емким словечком «хе*ня» – вы немногословный, прямой, повидавший, а потому чуть суровый, не очень-то доверяющий печатному слову и вполне сформировавшийся как профессионал пчеловод-практик.
Если вам интересно, что автор сплетет дальше – элементарно: вы просто любознательный пасечник.
Когда-то читая об итальянской пчеле, я пускал слюни и не мог понять, почему при таком триумфальном шествии по миру она обошла нашу страну, не «оккупировала» ее? И только по прошествии времени, читая, слушая рассказы и даже купив однажды по случаю две матки-итальянки, приобщив тем самым к делу поиска ответа на этот вопрос личный опыт, я, в конце концов, сложил свое мнение.
Начнем с эстетики – да, действительно, пчела очень необычна, возможно, красива. Но по-настоящему поражает не это, а плодовитость итальянки. Как удачно выразился один из пчеловодов – «пулемет строчит медленнее». При этом «стрельба» удивляет кучностью и прицельностью – расплода много, и он весь в центре гнезда. Однако вот беда: пчелы с каждым днем становится больше, однако меда не прибывает – все уходит в расплод. Казалось, это не улей вовсе, а фабрика по превращению пыльцы и меда в пчел. Я не кочую, медосбор у меня без ярко выраженного главного взятка, бывают и провальные в плане медосбора периоды. Украинка и особенно карпатка к такой ситуации относятся с полным пониманием: чутко реагируют на ситуацию «за бортом» количеством расплода, бережно относятся к кормам, экономят силы и ресурсы. В семье же южных кровей тем временем продолжает гудеть карнавал, процветает чревоугодие и царит праздник плодовитости: матка, как ни в чем не бывало, продолжает червить, пчелы охотно кормят расплод, в результате ульевые «закрома» враз пустели.
В случае, если непогода или безвзяточный период затягивались, огромная семья реально оказывается на грани голода. Хотя, конечно, этот неурочный «пир» можно и прервать, заключив матку в изолятор или хотя бы ограничив ее в одном корпусе. И вообще, без этого приема и еще кочевки я не мыслю себе работу с данной пчелой.
Осенью итальянки преподнесли очередной сюрприз: они отказались верить, что холода таки придут, а зима настанет! Наши пчелы, уже в середине сентября полностью переработав полученный сироп, целиком сосредотачивались на мыслях о предстоящей зимовке. Итальянские же семьи полученный сироп благополучно перевели в расплод и продолжали активный лет и развитие! Где только находили корм?! Может, действительно воровали? Пытаясь остановить желтобоких насекомых, я убрал утепление, охладив жилище, однако это не подействовало.
Сократил гнездо, дал еще сиропа в надежде на то, что пчелы зальют им все свободные ячейки, не оставив матке места для червления. Так и случилось. Я наконец-то вздохнул спокойно. Октябрь стоял теплый, итальянки по-прежнему активничали, и где-то уже в середине месяца я решил еще раз заглянуть в их гнезда. Пчелы было много, но главное, большую часть ячеек с медом пчелы благополучно заменили на зреющую молодую пчелу! Я махнул рукой… В ноябре как-то резко пришли холода, зимой теплых «окон» не было, итог зимовки предсказуем – где-то в середине января пчелы посыпались…
Из этой истории я ни в коем случае не намерен делать какие-либо решительные выводы и выносить приговоры. Это даже опытом трудно назвать, а так… эпизодическое и не совсем удачное знакомство. А все потому, что неподготовленным оно оказалось. Ведь известно: итальянки бывают разные. Одни собирают мед в Новой Зеландии, другие – в Финляндии. Одни практически полностью желто-золотистые, других и с кавказянками перепутать немудрено. Одни задорого приобретены в известных пчелопитомниках, другие презентованы добрым соседом (как мои, например, которые мне выслала попутным бусом из Италии знакомая «заробітчанка»). Тем не менее, опыт этот дает представление о свойствах и характере этой пчелы, а также наглядно демонстрирует, что к выбору породы надо подходить осторожно, вдумчиво, учитывая массу нюансов.
Для каких широт селекционеры не выводили бы линии итальянок, сохраняя лучшие качества исходной породы и прививая другие необходимые для новой среды обитания, их возможности не безграничны.
Мое мнение, что итальянка подходит странам с теплым климатом, с безоблетным периодом не больше 3 месяцев. Все попытки адаптировать ее для более сурового климата возможны только с малоприятными последствиями в виде потери большинства присущих ей положительных качеств. А значит, теряется и смысл такой работы. «А как же Финляндия?» – спросит многие.
Насколько мне известно, основой для селекции этой пчелы явилась не чистая итальянская порода, а заокеанская ее популяция, привезенная из США. Затем еще удачная европейская селекция. В результате, мало кто сегодня сможет точно сказать, сколько в этой породе «намешано кровей» и что там вообще осталось от итальянки. Быть может, не больше, чем в бекфасте – от какой-нибудь африканской пчелы или чем в украинских степных от кавказянок и тех же итальянок – ведь было время, завозили их в Украину и Россию для испытаний и опытов по селекции.
Знатоки, видевшие финляндскую пчелу, утверждают, что внешне она мало похожа на итальянку. Желтизна? Так и на наших пчелах полно желтизны! И многие пчеловоды любят эту «ржавчину» за то, что она как раз сопутствует проявлениям ряда положительных качеств, свойственным пчелам южных кровей…
Еще раз вернемся к возможности содержания итальянок на украинских пасеках – допустим, линий, предназначенных для регионов с относительно холодным климатом. Думаю, что это, тем не менее, абсолютно нецелесообразно в большинстве северных и центральных областях нашей страны из-за продолжительных зим. Вам какое-то время может везти с мягкими зимами, ранним облетом, но раз в пять лет, когда зимы в полной мере проявляют свой суровый характер, вы рискуете разом потерять всю пасеку. Итальянки стойки, как уже говорилось, ко многим болезням, но только не к нозематозу. Затянувшаяся зимовка для них губительна.
Держать итальянку в Закарпатье тоже не советую – могут, пожалуй, и поколотить коллеги. И будут правы.
Остаются южные области… Да, там пчелы могут проявить свои лучшие качества, насчет которых не буду повторяться, но в то же время необходимо помнить о возможных проблемах. Прежде всего, необходимо позаботиться о хорошей медоносной базе для этой пчелы и возможности изоляции матки, иначе вы можете получить так называемую «мясную» породу. Следует также помнить, что во время длительного отсутствия достаточного медосбора медовые запасы семьи расходуются очень быстро.
Часто можно слышать, что на профессиональной пасеке необходимо держать ульи одной системы, или как минимум, использовать одинаковые рамки. Но почему-то редко похожее говорят и о породе пчел. А ведь это не менее важно. Хорошо, когда все семьи пасеки ведут себя более или менее одинаково, последовательно и предсказуемо, и беда, когда наоборот. Тем более это важно, если вы занимаетесь выводом собственных маток.
Поэтому, если уж вы решили перейти на итальянку, переходите на нее всеми семьями одновременно и следите за чистотой породы, хотя это будет непросто, учитывая, что, скорее всего, ваши матки будут в зоне досягаемости трутней украинской и карпатской породы. И наоборот. Поэтому, как бы вам не пришлось держать ответ перед соседями за излишнюю желтизну их питомцев и не радующие новые особенности их поведения, медосбора и зимовки. И это касается всех регионов страны.
Автор: Данилка А.