(мовою оригіналу)
Без сомнения, одна из самых серьезных проблем современного пчеловодства – борьба с клещом. Однако, читая статьи на эту тему в журналах, слушая коллег, я обратил внимание, что речь идет главным образом о применении все новых и новых лечебных препаратов. Старые, как, оказывается, засоряют продукты пчеловодства, накапливаются в воске, малоэффективны вследствие привыкания к ним паразита и даже губительно действуют на самого пчеловода! А еще о необходимости более частого их применения, комбинирования, чередования… Что и говорить, безрадостная ситуация для пчеловодов, потребителей нашей продукции и очень даже неплохая – для «фармацевтов от пчеловодства»…
Летом этого года наблюдал картину, как, по всей видимости, простой сельский пасечник-любитель, пытался разобраться в многообразии средств против клеща: в байваролах, варротомах, фумисанах, акпинах, действующих веществах, применениях, – голова уже пошла кругом, – противопоказаниях, а когда дошло дело до цен, плюнул и купил несколько копеечных пакетиков щавельной кислоты. «А что? – подумалось мне тогда, – «классика жанра» никогда не устаревает. Дешево, эффективно, безопасно и привычно».
Я тоже применяю на своей пасеке щавельную кислоту. Делаю это методом возгонки (считаю этот способ наиболее эффективным и простым) весной (апрель) и осенью (сентябрь). И лишь изредка, когда контроль показывает высокую заклещенность, добиваю паразита бипином в конце октября – начале ноября. Мне не понятно, по каким причинам щавельная кислота предана забвению. Сегодня редко услышишь рекомендации применять этот препарат. Скорее, наоборот и говорят при этом о нескольких причинах.

1. «Малоэффективность».
Не замечал. Мой отец спасался щавельной кислотой в кризисные 80-тые, когда клещ опустошал целые пасеки, и я, благодаря ей, благополучно держу пасеку под контролем, не давая паразиту почувствовать себя хозяином на ней. Привыкания к ней я также не замечал. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что клещ не осыпается с пчел градом, как от воздействия на него некоторых сильных препаратов. Но, как когда-то писал журнал «Пчеловодство», клещ погибает от паров кислоты очень быстро, настолько быстро, что не успевает выдернуть из пчелы свои ротовые придатки. Поэтому еще некоторое время он находится на ней, а отпадает в течении, максимум, недели. Поэтому контроль за осыпанием надо осуществлять не на протяжении суток, а значительно дольше. Я на практике неоднократно убеждался в правильности этих выводов, и поверьте, эффективность щавельной кислоты ничуть не меньше, чем у новомодных и дорогих препаратов.
2. «Угнетает пчел, губительно сказывается на матках, ведет к падению медосбора».
Опять же не замечал. Мои пчелы прекрасно набирают силу после весенней обработки и великолепно зимуют после осенней. Щавельная кислота настолько безопасна для пчел, что можно даже не опасаться передозировки, хотя, конечно, это не значит, что доза – дело второстепенное. Необходимо соблюдать рекомендации, и больше 2 г кислоты на семью средней силы вводить не рекомендуется.
Хотя есть нюансы… Поэтому для тех, кто ранее не имел дело с щавельной кислотой, хочу коротко объяснить механизм ее действия.
Щавельная кислота представляет собой мелкокристаллический порошок. Если ее нагреть до 200 градусов, она разлагается на муравьиную кислоту и углекислый газ. Муравьиная кислота в этом случае имеет вид дыма белого цвета. Именно он направляется в гнездо пчел, и именно пары муравьиной кислоты, соприкасаясь с клещом, оказывают на него губительное действие. Процесс превращения щавельной кислоты в пары муравьиной кислоты называют возгонкой. Приспособлений для этого на вооружении у пасечников есть великое множество. И всегда суть их состоит в одном – лечебную дозу щавельной кислоты (в 2 г на семью) нагреть до появления белого дыма и направить его (обычно через нижний леток) в улей. Процесс длится буквально несколько секунд.
Очень удобно это делать электрическим приспособлением, которое изготовлено в виде небольшой лопатки. На нее кладется необходимая доза кислоты, вводится через нижний леток под центр гнезда, после чего подключается напряжение, благодаря которому лопатка быстро нагревается до 200 градусов, происходит возгонка и дым поднимается в гнездо пчел – щавельная кислота начинает свое убийственное действие на клеща. Лопатка вынимается, на нее кладется новая порция кислоты и операция повторяется со следующим ульем. За несколько часов таким образом можно обработать пасеку в сотню семей.
Но такое приспособление не всем кажется удобным. Не у всех есть на пасеке электроэнергия, поэтому в ход идут различные кустарные конструкции, в которых нагревательным элементом служит паяльная (газовая) лампа или дымарь, рабочей камерой для возгонки кислоты – небольшие металлические емкости (вплоть до консервных банок), дымовой направляющей служат металлические и пластмассовые трубки, а для создания потока воздуха используют баллончики со сжатым воздухом, насосы, поршни, дымари и так далее.
Самую простую (на мой взгляд) конструкцию я подсмотрел у товарища и взял на вооружение. На носик обыкновенного дымаря одевается металлическая насадка в виде удлиненной приплюснутой трубки, чтобы удобно было вводить ее в нижний леток. В дымаре закрепляется небольшой металлический цилиндр – это рабочая камера для процесса возгонки. Туда засыпается 20 грамм (столовая ложка) щавельной кислоты. Дымарь разжигается, и когда из носика начинает идти белый дым, пчеловод начинает обрабатывать семьи. 20 грамм – это доза для 10 семей. Поэтому число лечебных «качков» нужно определить экспериментально. У меня на испарение этой массы кислоты уходит примерно 200 нажатий дымаря, поэтому, в каждый улей я подаю дым 20 раз. При обработке нужно учитывать, что щавельная кислота при возгонке становится жидкой, поэтому, работая наклонять дымарь надо осторожно, с тем расчетом, чтобы она не вылилась из емкости на угли. При обработке гнезда верхний леток я на время закрываю, нижний оставляю открытым. Этот способ хорош тем, что существенно упрощает и ускоряет процесс обработки. Но в любом случае, обработка щавельной кислотой методом возгонки проводится намного быстрее, чем установка полосок или поливание пчел раствором бипина. Это ответ тем теоретикам, которые считают «трудоемкость обработки» третьим пунктом в перечне недостатков этого метода.
Теперь об обещанных нюансах… Говоря о пагубном воздействии щавельной (муравьиной) кислоты, часто ссылаются на то, что при кустарном методе возгонки достигается температура, значительно превышающая 200 градусов. При этом образовавшаяся муравьиная кислота успевает разложиться на воду и угарный газ. Последний, как известно, губительно действует на все живое, в том числе и на пчел. Отсюда, мол, и все беды. Но, мне кажется, все это лишь теория, не имеющая к практике пчеловодства ни малейшего отношения. Ведь во всех приспособлениях для возгонки образовавшиеся пары муравьиной кислоты тут же выводятся из термической зоны, ни на мгновение не подвергаясь действию значительно большей температуры. Хотя, конечно, практикующему пчеловоду надо помнить о подобной опасности, как и о том, что срок годности щавельной кислоты (при правильном хранении – в сухом, прохладном, затененном месте) не превышает 3 лет. Остается добавить, что обработку следует проводить при температуре не ниже +8 градусов и желателен, особенно на первых порах, контроль за осыпанием клеща.
Всем известно, клещ – убийца пчел. Делает он это медленно, монотонно, но верно. И если не бороться с ним – семья обречена на гибель. К сожалению, человечество еще не нашло эффективного и абсолютно безопасного способа лечения этой напасти. Все существующие методы спасают от смерти, но не лучшим образом влияют на пчел, пчелопродукцию, стоят пчеловоду порой немалых усилий и дополнительных финансовых трат. Другими словами, все лечебные мероприятия, связанные с уничтожением варроа, на сегодня есть зло. А задача пасечника идти своей дорогой, следуя которой он может сказать: я выбрал путь наименьшего зла. И вполне возможно, учитывая стоимость, эффективность и простоту применения, щавельная кислота станет именно наименьшим злом.
Автор: Данилка А.