сесед пасечник
Цікаво

Винуватець нападу… Сусід бджоляр

(мовою оригіналу)

В селе, где я держу пчел, много пчеловодов. Хорошо, когда можно поделиться опытом, пообщаться, помочь друг другу, но в то же время большая скученность пасек увеличивает риски заразных заболеваний, негативно сказывается на медосборе (особенно при небогатой медоносной базе), но самое неприятное, когда соседом оказывается бестолковый или еще хуже – не чистый на руку водитель пчел.

Была у меня такая история. Как-то осенью начался сильный напад. Доставалось не только слабым семьям, но от назойливых насекомых доставалось и домашним животным и людям. Сезон был так себе, осень ранняя, поэтому многие пасечники кормили пчел. Однако делали это как и положено, вечером, ориентируясь на силу семьи с таким расчетом, чтобы к утру кормушки были сухие. Но был один пчеловод-сосед, который упрямо делал это с утра или днем.

Ему неоднократно делали замечания, но с него – как с гуся вода. Он работал ночным сторожем и утверждал, что по-другому у него не выходит. Напад был не слабый и причина его скоро обнаружилась – сосед опять закормил пчел средь бела дня. Ввиду нелетной погоды пчелы не вылетали из своих домиков, а только отчаянно защищались. И только у ульев соседа наблюдался сильный лет. Что делать? И тогда я вспомнил рассказ своего старого друга-наставника. 

У них тоже в селе был горе-пчеловод, который любил похваляться майским медом. Даже в самые неудачные года он был с весенним медом и корил коллег «что же вы за пчеловоды, если майского меда взять не можете!?».

Как выяснилось позже, секрет у него был особый: в начале третьей декады мая он выкачивал из гнезда все до последней капли. Брал даже не запечатанные рамки. Затем разливал «мед» в широкую посуду, расставлял кастрюли и тазики по комнатам и ждал, когда испарится лишняя влага и завершится процесс ферментации. Очень часто, когда после такой откачки портилась погода, его пчелы начинали голодать, иногда выбрасывали расплод, сильно ослабевали и даже погибали голодной смертью.

Иногда в ненастье он кормил их побудительной подкормкой. Это кончалось тем, что обезумевшие от голода насекомые, рискуя закоченеть в дороге, отравлялись на поиски неожиданно открывшегося взятка, и, не находя его, в отчаянии нападали на соседние пасеки. Во время такого напада мой знакомый в пустующий лежак на 24 рамки поставил несколько рамок суши и несколько – с медом. Естественно, все атакующие пчелы сильно обрадовались такому подарку! Еще бы – халявный мед и без боя! Они рьяно взялись за разграбление.

Через несколько часов пасечник снял крышу и несколько потолочин, а сверху на оставшиеся положил стекло. По его словам, к вечеру он был битком набит воровками! На следующий день горе-пасечник лишившись чуть ли не всех летных пчел отравился на разборки в местное хозяйство – скандалить по поводу потравленных пчел. Пожалев коллегу, мой приятель вернул ему пчел, посчитав, что тот получил хороший урок на будущее…

…Я решил поступить аналогичным способом. 

Только вместо улья использовал несколько ящиков для переноски рамок. Как только лет за халявным медом стал набирать силу я открыл крышку, а сверху положил полиэтиленовую пленку. Пчелы стремясь к верхнему свету, скапливались в ящиках. В принципе, как компенсацию за уже разграбленные две семейки и три нуклеуса, я мог бы считать этих пчел своим законным трофеем, но решил отдать их соседу с небольшими крепкими напутственными словами. Вроде подействовало – любитель майского меда стал вести себя более осмотрительно.

Автор: Коваль В.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.