Газета “Пасека от “А” до “Я”. №1(111) январь 2019 года
О ЧЕМ РЕЧЬ…
Аскосфероз (известковый расплод, каменный расплод, перицистоз) – инфекционная болезнь медоносных пчел и шмелей, вызванная сумчастым грибом рода Ascosphaera. Сопровождается гибелью и высыханием расплода, а иногда и взрослых пчел.
Заболевание чаще регистрируют на пасеках, размещенных в сырой низинной местности с бедной кормовой базой, при купле-продаже маток, пчелопакетов и пчелиных семей. Быстрому развитию возбудителя в пчелиных семьях способствует необоснованное применение различных антибиотиков, что приводит к нарушению обмена веществ в организме пчел. Применение раствора кислот часто создает благоприятные условия для развития возбудителя аскосфероза в пчелиных семьях.
Пчелы заражаются спорами гриба Ascos-phaera apis через поверхность тела или с кормом. Мицелий гриба поражает все ткани, пронизывает тело личинки и интенсивно размножается на ее поверхности. Личинки высыхают и превращаются в плотную сухую массу белого или грязно-белого цвета. Основная масса расплода гибнет после запечатывания ячеек в период начала прядения кокона и последней личиночной линьки. Инфицированные личинки в начале заболевания становятся желто-белыми, потом светло-желтыми, мягкими, тестообразными, блестящими. В дальнейшем они покрываются белым грибным мицелием, который заполняет свободное пространство ячеек. Мицелий толстым слоем покрывает нижнюю часть личинок, слабее – спереди, а подсохшая головная часть остается свободной от него. Мумии личинок, объем которых уменьшается, становятся твердыми.
Возбудитель поражает в первую очередь трутневый расплод предположительно в связи с тем, что влажность и температура на краю гнезда (30°С) благоприятнее для развития гриба, чем в расплодной части. Инфицированные личинки размещаются беспорядочно между заболевшим расплодом и создают впечатление здоровых. У мумифицированных особей коконы почти готовы и, будучи не прикрепленными к донышкам и стенкам, могут быть легко извлечены из ячеек пинцетом. В нераспечатанных ячейках мумии, если сот потрясти, издают характерный «брякающий» звук и выпадают из ячеек при удалении с них крышечек. На неблагополучных стационарных пасеках расплод может поражаться на 60-70%. На дне улья и предлетковой площадке скапливается большое количество выброшенных пчелами трупов, в результате пчелиная семья резко слабеет…
ЛЕЧИТЬ ИЛИ НЕ ЛЕЧИТЬ?
Отношение к аскоферозу сильно разнится: от спокойного игнорирования и, как следствие, практически полного отсутствия лечения, до легкой паники вплоть до мыслей об уничтожении семьи. В первом случае пчеловод уверен, что аскофероз – болезнь самоизлечимая, а максимум, что можно сделать, так это сократить гнездо и подождать смены погоды: как только пригреет солнышко, каменный расплод тут же оставит семью в покое. Знаю пчеловодов, утверждавших, что проявления болезни (легкие и средние ее формы) никоим образом не влияли на дальнейшую «продуктивную судьбу» семьи. Вторые относятся к проблеме не так «легкомысленно», считая, что бороться с болезнью надо всеми доступными средствами, иначе возможно существенное ослабление семьи, рецидив, заражение других семей пасеки и так далее.
Кто из них ближе к истине? Или она, как обычно, где-то посредине? Попробуем разобраться…
ТАКИ ЛЕЧИМ!
Первой и самой естественной человеческой реакцией на обнаружение в пчелином гнезде следов аскосфероза будет – лечить! Советы коллег, книги и журнальные статьи подскажут массу способов, как это лучше делать. Остается только, в зависимости от обстоятельств и личных пристрастий, подобрать метод «под себя».
Самый простой путь – отправиться в «пчелиную аптеку» и спросить что-нибудь от аскосфероза. Вам на выбор предложат санапин, унисан, аскоцин или что-либо в этом роде. Далее сиропы, дозы, кормушки, «Росинки», повторы и прочее, словом, все по инструкции. Правда, нет 100-процентной гарантии, что вы останетесь довольны результатами. Тогда, разозлившись не на шутку, вы отправляетесь в «человеческую аптеку» с просьбой дать лекарство «калибром» побольше и эффектом посильнее. Только совет: помните, где вы находитесь, и не пугайте провизора простодушным озвучиванием проблемы и терминами. Говоря, что у вас «каменный расплод», рискуете всерьез и надолго ввести ее в полное замешательство. Не умничая, просто объясните, что у вас проблема с грибком. Точнее, не у вас, а у пчел, но мазь «Клотримазол» не подойдет, так как не совсем у пчел, в общем, неважно у кого и где… И скорее соглашайтесь на нистатин, потому что это как раз то, что нужно!
Советую не добивать фармацевта просьбой помочь в составлении рецепта, лучше в этом помогу вам я.
Нистатин продают в виде таблеток. Он не растворяется в воде, поэтому готовим лекарство следующим образом: 2 таблетки растираем в порошок и хорошо перемешиваем со 100 граммами сахарной пудры (желательно эту смесь после пропустить через кофемолку). Доза – 10 грамм порошка на каждую улочку заболевшей семьи. Для хорошего эффекта достаточно бывает двух-трехразовой обработки с интервалом в 3-4 дня.
Если же вы последовательный противник использования пчелиных и тем более человеческих лекарств на вашей пасеке, в борьбе с аскосферозом можете попробовать использовать траву тысячелистника. Ее можно заготовить во время цветения или купить в аптеке. Траву измельчаем до мелкой фракции и сыпем между улочек в количестве четырех-пяти крупных щепоток. Как и в случае с нистатином, обработку достаточно провести 2-3 раза с интервалом в несколько дней.
К своему личному опыту можете приплюсовать еще и метод борьбы при помощи чеснока. В ход нужно пустить примерно головку (или несколько стрелок) этого растения. Ее необходимо хорошенько размять, а лучше – пропустить через мясорубку. Полученную массу разместить сверху на рамках, завернув в тонкую ткань или полиэтиленовую пленку, после проделав в ней отверстия. По мере высыхания лекарства (2-3 дня) порцию следует заменить свежей. Во время главного медосбора от лечения чесноком лучше отказаться – мед не колбаса, чесночный дух ему ни к чему.
Часто, особенно в советские годы, в борьбе с аскосферозом советовали использовать йод. Для этого 10 мл 5%-ной настойки йода (продается в аптеке) необходимо добавить к 1 литру сахарного сиропа (1:1) и давать его больным семьям из расчета 100 г на улочку. Подкормку повторять раз в неделю до полного излечения. Пчелы, особенно из слабых семей, бывают столь возмущены фактом порчи ценного продукта, что объявляют «голодовку». Сироп уходит медленно (это полбеды), а бывает, остается вообще нетронутым. Тогда приходится заправлять «Росинку» и поливать пчел этим лечебным сиропом.
От одного пасечника слышал, что в борьбе с грибком ему помогает… спирт. Да, такой вот извращенец… Он наливает «живительную влагу» в 2-3 полиэтиленовые крышки, накрывает картонкой, в которой проделывает небольшие отверстия и ставит на рамки под холстик и на дно улья. После двух-трехкратного пополнения испарившегося соединения аскофероз отступает, а пчелы, по его словам, все это время работают активно, можно сказать, даже с огоньком! Правда, о признаках похмелья, в том числе и в одночасье досуха высосанной поилки, он ничего не говорил. А еще подумалось, что такой совет годится только для тех, кто содержит нашу породу пчел, ведь не зря подмечено: «Что украинской степовой хорошо, то бекфасту смерть…».
Понятно, что это только часть рецептов. Еще используют лук, спиртовую настойку грецких орехов или хвоща полевого, или щелок… Практика пчеловождения за сотни лет накопила огромный опыт, как уничтожать грибок, но пришла пора поговорить о другом пути борьбы с этим заболеванием.
А НЕ ПОЙТИ ЛИ ДРУГИМ ПУТЕМ?
Но для начала разберемся в природе этого заболевания. Мне кажется, говоря о причинах возникновения, лечении и профилактике аскосфероза, мы должны исходить именно из его грибковой сути.
Миллионы лет грибки сосуществуют с высшими организмами. Чаще их жизненные интересы никак не пересекаются, реже даже вырабатывается некий симбиоз, а иногда первые паразитируют и даже убивают вторых. С пчелами и сумчастым грибком (возбудителем аскосфероза) это как раз тот случай.
Очень важно понимать, что споры этого гриба чрезвычайно устойчивы к внешним факторам разрушения, поэтому бороться, уничтожая возбудителя нереально. Даже если нам удастся полностью очистить от него гнездо (что, на практике не реально), пчелы очень быстро занесут его обратно, так как их полно на любой органике, с которой контактируют насекомые во время летной работы, в том числе на тычинках и на нектарниках цветов. Однако несмотря на то, что возбудителей болезни (типичная ситуация для всех инфекционных заболеваний) вокруг полно, болеют не всегда и не все. А причина проста: для болезнетворного проявления грибок должен оказаться в благоприятной для него среде обитания. Кроме того, организмы, против которых направлена атака, должны быть лишены защитных механизмов (или ослаблены), чтобы противостоять разрушительному действию.
Из всего напрашивается вывод, что от аскосфероза пчелиную семью можно избавить без лекарств, которые, по большому счету, ликвидируют симптомы заболевания, но не устраняют причин его возникновения. Для этого ей нужно помочь создать такие условия микроклимата в гнезде, при котором грибок не имеет возможности развиваться, плюс к этому – повысить иммунитет пчел. Поэтому второй путь лечения этой болезни может состоять не в трудоемком медикаментозном воздействии (что к тому же иногда оказывается не на пользу семье), а в создании благоприятных для пчел условий для успешной борьбы с этим злом и повышения иммунитета.
НЕ ЛЕЧИМ, А ПОМОГАЕМ БОРОТЬСЯ
Я заметил, что чаще всего аскофероз проявляется во время весенних возвратных холодов, в сырую и, как следствие, безвзяточную погоду и главным образом, в слабых и средних семьях, в которых объем гнезда был больше необходимого.
К сожалению, отменить такое явление, как весенние возвратные холода, пасечники пока не в состоянии, но вот эффективно противостоять ему вполне под силу. Хорошо утепленное и в меру просторное гнездо, сухой, без влажных стен и протекающей кровли улей, в достаточной мере изолированный от земли (подставки не менее 20 см со скошенной под ним травой) и, что очень важно, установленный в хорошо прогреваемом весеннем солнцем месте, прекращение осмотров семей в неблагоприятное время – все это дает почти стопроцентную гарантию, что аскофероз обойдет вашу пасеку стороной. Или максимум, проявит себя ненадолго и не всерьез: как только установится хорошая погода, начнется взяток, грибок, потерявший остатки благоприятных для себя условий, уйдет, вернее, затаится, абсолютно не проявляя себя и ожидая лучших времен. У меня бывали случаи, когда больная аскосферозом семья с наступлением благоприятной погоды не только быстро самоизлечивалась, но и становилась рекордисткой по медосбору.
Однако не всегда болезнь так быстро сдает свои позиции. Бывает, несмотря на все старания пасечника и даже на установление хорошей погоды, она не покидает семью и продолжает представлять угрозу ее светло-сладкому будущему. Думаю, это можно объяснить лишь слабой иммунной системой данной семьи, или, точнее, неспособностью противостоять именно этой болезни. В этом случае, без лечения все-таки не обойтись. Или, что лучше – необходимо поменять матку (хорошо еще совместить такую замену с удалением из гнезда сильно пораженных грибком рамок). Новая хозяйка должна отличаться хорошей наследственностью. Говоря так, я имею в виду, что пчеловод, выводя маток, должен задействовать для этого лучшие «крылатые кадры» и, что очень важно, никогда не использовать в племенных целях семьи, склонные к каким-либо заболеваниям, в том числе и аскосферозом. Хорошие результаты дает также усиление болеющих семей путем подсоединения к ним отводков или роев.
Иногда, аскофероз путают с европейским гнильцом. Точнее, присутствуют две эти болезни, а грибок покрывает уже пораженные гнильцом личинки. Поэтому, естественно, надо быть внимательным и не ошибиться в диагнозе, иначе ожидание самоисцеления может закончиться катастрофически, причем для всей пасеки.
Обратил внимание, что аскосферозом (да и другими болезнями) редко болеют семьи, отличающиеся чистоплотностью, то есть те, которые терпеть не могут мусора на дне улья, ни дня не мирятся с присутствием в сотах подпорченной перги и тем более погибшего расплода. Уверен, что это качество также должно учитываться селекционерами при выборе материнских семей.
А.Данилка